Прокуратура информирует.
Разъяснение законодательства в части применения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
В силу Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Так, прокурор в соответствии с действующим законодательством вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (часть 3 статьи 45 ГПК РФ); об оспаривании нормативных правовых актов (статьи 252 ГПК РФ); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (статьи 260.1 ГПК РФ); о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (статьи 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской федерации); об усыновлении и отмене усыновления (статьи 125, 140 Семейного кодекса \российской Федерации, статья 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (статья 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (статья 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (статья 288 ГПК РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (статья 304 ГПК РФ); об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (статья 10 федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в российской Федерации»); о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (статья 261.3 ГПК РФ); об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (статья 261.7 ГПК РФ).
Порядок приема детей в первый класс в 2023 году
Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 № 458 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
За каждым образовательным учреждением органом местного самоуправления закреплена конкретная территория, о чем не позднее 15 марта издается соответствующий распорядительный документ.
Администрацией города Хабаровска принято постановление от 14.03.2022 № 932 «О закреплении муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений, осуществляющих обучение по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, за конкретными территориями городского округа «Город Хабаровск» в 2023 году».
Зачисление в общеобразовательную организацию осуществляется в течение всего учебного года при наличии свободных мест. Прием заявлений на обучение в первый класс в образовательные учреждения на закрепленной территории начинается с 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Заявление о приеме на обучение и документы подаются родителем либо законным представителем ребенка в общеобразовательную организацию лично, через почтовую связь общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме.
Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение ребенка или поступающего в течение 5 рабочих дней после приема заявления и документов.
При поступлении на обучение общеобразовательная организация обязана ознакомить ученика и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
О предъявляемых требованиях к детским игровым площадкам
В настоящее время в рамках реализации мероприятий национальных проектов значительное внимание уделяется вопросам благоустройства дворовых территорий. В этой связи важно знать требования, которым должны соответствовать детские дворовые площадки, размещаемые на них игровые комплексы и малые архитектурные формы.
Так, согласно Своду правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034:
- расстояние от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых должно составлять не менее 20 метров;
- площадь озелененной территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки должна составлять не менее 25% площади территории квартала. В площадь отдельных участков озелененной территории включаются в том числе детские игровые площадки;
- в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природноклиматических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой детскими игровыми площадками, отдыха и занятий физкультурой взрослого населения, должна быть не менее 10% общей площади микрорайона (квартала) жилой зоны и быть доступной для маломобильных групп населения;
- размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 12 метров;
- для озеленения детских игровых площадок не допускается использовать колючие и обильно плодоносящие деревья и кустарники;
- на территориях детских игровых и спортивных площадок жилых домов совокупная продолжительность инсоляции должна составлять не менее 2,5 часов, в том числе не менее 1 часа для одного из периодов в случае прерывистой инсоляции на 50% площади указанных площадок независимо от географической широты;
- на территории жилой застройки климатических районов строительства III и IV защита от перегрева должна быть предусмотрена не менее чем для половины детских игровых площадок, мест размещения игровых и спортивных снарядов и устройств.
Кроме того, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52168 – 2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования» обязательное требование к конструкциям, установленным на детских площадках: они должны иметь сертификаты соответствия и рядом с ними должны быть установлены информационные стенды по указанию возраста детей, для которых предназначена та или иная конструкция, и правила пользования.
Фундаменты оборудования должны соответствовать Строительным нормам и правилам 2.02.01 – 83 «Основания зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 05.12.1983 № 311. При наличии сыпучего покрытия (например, песка) фундаменты должны располагаться на глубине не менее 400 мм от поверхности покрытия игровой площадки; глубина от поверхности покрытия игровой площадки до верха фундамента конической формы должна быть не менее 200 мм; острые кромки фундамента должны быть закруглены.
Также следует учитывать, что в границах игровой площадки должна иметься зона безопасности оборудования детской игровой площадки — пространство внутри, на или вокруг оборудования детской игровой площадки, которое может быть занято ребенком, находящимся в движении, вызванном использованием оборудования. В зоне безопасности не должно быть препятствий (элементов конструкций, веток деревьев и т.п.). Не допускается перекрытие смежных зон безопасности или зон безопасности оборудования различных типов (ГОСТ Р 52169 – 2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»).
При выявлении нарушений указанных выше правил граждане и организации вправе требовать от предприятий, выполнивших соответствующие работы по организации и установлению детских площадок, устранить нарушения или обратиться с жалобой в органы прокуратуры, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или органы жилищного надзора.
О порядке назначения административного наказания при совершении двух и более правонарушений
Вопросы назначения административного наказания по совокупности административных правонарушений регламентированы ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По общему правилу, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Однако из этого правила предусмотрен ряд исключений.
Так, при идеальной совокупности правонарушений, то есть когда лицо одним действием совершает 2 и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое административного наказание (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Например, управление незарегистрированным транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, содержит признаки правонарушений, предусмотренных одновременно ст. 12.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ. В таком случае наказание будет назначено в пределах санкции ст. 12.8 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание.
Кроме того, в случае выявления в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия соответствующим контролирующим (надзорным) органом двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Если же в ходе одного и того же контрольного (надзорного) мероприятия будут выявлены несколько правонарушений, ответственность за которые предусмотрена разными статьями (частями статей) КоАП РФ или соответствующего закона субъекта Российской Федерации, то наказание назначается по тем же правилам, что и при идеальной совокупности правонарушений, то есть в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое наказание.
Преступления против семьи
Необходимость особой охраны семейных ценностей подчеркивается выделением преступлений против семьи и несовершеннолетних в отдельную главу 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) - преступления против семьи и несовершеннолетних.
Противоправные деяния, включенные в эту главу, подразделяются на две группы: преступления, связанные с нарушением интересов воспитания несовершеннолетнего путем непосредственного вовлечения его в совершение уголовно-наказуемых и иных антиобщественных действий (ст.ст. 150 – 151 УК РФ) и преступления, связанные с причинением вреда несовершеннолетнему или интересам семьи в целом (ст.ст. 153 – 157 УК РФ).
Субъектом преступлений против семьи и несовершеннолетних является лицо, достигшее 16 лет, за исключением преступлений, предусмотренных ст.ст. 150, 151, 151.1, 151.2, 155, 156, 157 УК РФ, где субъектами выступают либо лица, достигшие 18-летнего возраста, либо родители, педагоги или иные лица, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, либо лица, обязанные хранить факт усыновления (удочерения), обязанные по закону уплачивать средства на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18 – летнего возраста, либо совершеннолетние трудоспособные дети, обязанные по закону уплачивать средства на содержание нетрудоспособных родителей, либо лица, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним (ст. 151.1 УК РФ).
Видовым объектом данных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие материальные и нематериальные условия для нормального физического, интеллектуального и нравственного формирования личности несовершеннолетнего, а также нормальное существование нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей и интересы семьи.
Объективная сторона указанных преступлений в большинстве составов характеризуется действиями, за исключением неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) и злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, которые совершаются путем бездействия.
В некоторых преступлениях обязательным признаком является способ совершения преступления, например, по ст.ст. 150 и 151 УК РФ.
Судами Хабаровского края за преступления, предусмотренные гл. 20 УК РФ, в 2022 году осуждено 651 лиц, из них: по ч. 1 ст. 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей) - 640 лиц, по ст. 156 УК РФ (за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) - 10 лиц, по ст. 150 УК РФ (за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления) - 1 лицо.
Осужденным по ч. 1 ст. 157 УК РФ назначены виды наказаний от исправительных работ до реального лишения свободы.
Как показывает судебная практика, предпосылками к совершению уголовно-наказуемых деяний в отношении несовершеннолетних в некоторых случаях являются их социальное неблагополучие и безнадзорность.
Нередко обстоятельствами, способствующими совершению преступлений в отношении детей и подростков, является недостаточный (ненадлежащий) контроль со стороны законных представителей.
У детских лагерей и центров появилось право ограничивать доступ на свои территории
В целях улучшения качества предоставляемых услуг по организации детского досуга и отдыха 14 апреля 2023 года вступили в законную силу изменения в отдельные нормы Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ).
Официально введено понятие «территория организации отдыха детей и их оздоровления», под которой подразумеваются земельные участки и водные объекты, предоставленные (приобретенные) соответствующей организацией, в том числе в границах береговой полосы водных объектов (Федеральный закон от 03.04.2023 № 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
По новым требованиям статьи 12 Федерального закона № 124-ФЗ детские лагеря и центры установят правила нахождения на территории организации отдыха детей и их оздоровления, включающие в себя: особенности использования, доступа и правил поведения на водном объекте или его части, а также иную необходимую для безопасного пребывания детей информацию, которая подлежит размещению на официальном сайте организации в сети «Интернет» и в иных доступных местах на территории организации отдыха детей и их оздоровления.
Смягчена административная ответственность за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
С 14 апреля 2023 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2, 3, 5 или 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) - движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов, к ответственности может быть привлечен только собственник (владелец) транспортного средства с назначением наказания в виде штрафа.
Из санкции указанной статьи Кодекса исключаются требования о привлечении к административной ответственности собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Значительно снижен минимальный размер административного штрафа, который может быть назначен виновному лицу (на 100 тысяч рублей).
Ранее к административной ответственности за совершение указанного правонарушения привлекались юридические лица, должностные лица, ответственные за перевозку, собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, а также водители транспортного средства, которому грозило наказание в виде административного штрафа или лишение права управления транспортными средствами.
Минюстом России актуализированы правила внутреннего распорядка следственных изоляторов исправительных учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы
Теперь подозреваемым и обвиняемым, заключенным под стражей, а также осужденным к лишению свободы, предоставляется право на свидание с несовершеннолетним (несовершеннолетними).
Также подозреваемым и обвиняемым, осужденным разрешено иметь при себе очки в неметаллической оправе с пластиковыми или стеклянными линзами, а также тканевые или пластмассовые футляры для них.
Установлено право подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражей на подачу заявления о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации через администрацию следственного изолятора.
Соответствующий приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.04.2023 № 58 вступил в законную силу с 16 апреля 2023 года.
Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг для людей с инвалидностью
Согласно п.п. 8, 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон № 178-ФЗ) правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг могут воспользоваться в том числе инвалиды и дети-инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ мера государственной социальной поддержки в виде набора социальных услуг, предоставляемая инвалидам и детям-инвалидам, включает в себя: необходимые лекарственные препараты в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по соответствующим медицинским рецептам, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов; медицинские изделия; путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При наличии I группы инвалидности граждане имеют право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение, а также на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Длительность такого лечения составляет 18 дней, для детей-инвалидов — 21 день. Период предоставления набора социальных услуг - календарный год.
С учетом индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2023 № 119, с 01.02.2023 общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 469;74 руб., из них: 1 132,03 руб. - на лекарства, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов; 175,12 руб. - на санаторно-курортное лечение; 162,59 руб. - на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, может отказаться от их получения полностью или в части, путем подачи заявления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, где ему осуществляют социальные денежные выплаты. В таком случае гражданину предоставляется денежная компенсация.
Отказ от государственной поддержки в виде набора социальных услуг не лишает инвалида права на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
Утвержден порядок приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества, участвующего в выполнении государственного оборонного заказа
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 № 438 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 г. № 139» утверждены Правила приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества, участвующего в выполнении государственного оборонного заказа, и полномочий их органов управления (далее – Правила).
Указанные Правила применяются к головным исполнителям поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственному оборонному заказу или исполнителям работ и услуг, поставщикам продукции, производителям продукции по государственному оборонному заказу, а также хозяйствующим субъектам, включенным в реестр единственных поставщиков. Основаниями для приостановления прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов являются:
- неоднократное (2 или более в течение одного года) или длительное (более 30 дней) нарушение сроков исполнения обязательств по государственному контракту (контракту);
- несоответствие качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг по государственному оборонному заказу; прямой или косвенный контроль над хозяйственными обществами со стороны иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия;
- отказ или уклонение от заключения государственного контракта (контракта), если его заключение является необходимым для реализации государственного оборонного заказа.
Решение о приостановлении прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов управления, а также об определений управляющей организации принимается рабочей группой при коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации на основании мотивированного заявления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие вышеуказанных обстоятельств. Приобщение судебных актов, свидетельствующих о наличии перечисленных факторов, не является обязательным.
По результатам рассмотрения мотивированного заявления рабочая группа принимает решение об одобрении либо об отказе в одобрении предложения, содержащегося в заявлении Минпромторга.
В случае одобрения предложения Минпромторг издает нормативный правовой акт о приостановлении прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов управления, а также об определении управляющей организации,
Сведения об управляющей организации (единоличном исполнительном органе общества) в течение 3 рабочих дней со дня издания Минпромторгом нормативного правового акта вносятся Федеральной налоговой службой России в единый государственный реестр юридических лиц.
Возобновление прав участников (акционеров) хозяйственного общества и полномочий его органов управления осуществляется на основании нормативного правового акта Минпромторга, который издается при наличии соответствующего решения рабочей группы.
Необходимо учесть, что Правила введены только на период действия на территории Российской Федерации военного положения в целях оперативного бесперебойного обеспечения исполнения государственного оборонного заказа, а также государственных контрактов, заключаемых в целях обеспечения обороны страны и безопасности.
Об административной ответственности за несвоевременное
Согласно абз. 14 ч. 1 ст. 21 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие (ст. 183 ТК РФ).
Пунктом 8 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что страхователь (работодатель) должен не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передать в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
На территории Хабаровского края уполномоченным органом, в который работодателем должны направляться сведения о закрытом листке нетрудоспособности, является отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому Краю и ЕАО.
Нарушение работодателем сроков направления в уполномоченный орган необходимых сведений влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция указанной статьи предусматривает назначение виновному должностному лицу административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Субсидирование найма безработных граждан
Возможность получения субсидий для организаций и индивидуальных предпринимателей в целях обеспечения занятости отдельных категорий граждан предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года № 362 «О государственной поддержке в 2022 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан».
Указанным постановлением регламентируются цели, условия и порядок предоставления субсидий в 2023 году Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Данный вид субсидий предоставляется в целях частичной компенсации издержек и дополнительных расходов работодателя на заработную плату сотрудникам из числа трудоустроенных, которые:
- относятся к категории безработных граждан, трудовой договор с которыми прекращен в текущем году по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ликвидация предприятия, сокращение численности работников);
- относятся к категории работников, находящиеся под риском увольнения. Здесь имеется ввиду введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения зарплаты и др.;
- являются гражданами Украины и лицами без гражданства, которые ранее постоянно проживали на Украине и прибыли в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, получившими удостоверение беженца или свидетельство о временном убежище в России.
Помимо этого, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.11.2022 № 2134 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 362» программа субсидирования найма стала распространяться на всех безработных граждан до 30 лет включительно.
Усилена уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст.ст. 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ
Федеральным законом от 14.07.2022 № 258-ФЗ внесены изменения в ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), предусматривающую конфискацию имущества.
Под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества на основании обвинительного приговора.
В соответствии со ст. 243 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения.
Пунктом «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ определено, что безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства подлежит транспортное средство, принадлежащее обвиняемому, и использованное им при совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1, 264.2 или 264.3 УК РФ.
Отсюда следует, что конфискацию применяют, если по решению суда она назначена в качестве санкции за преступление или иное правонарушение. Это возможно в установленных законом случаях согласно п.п. 6 п. 2 ст. 235 ГК РФ, которая предусматривает основания прекращения права собственности.
Таким образом, если транспортное средство принадлежит обвиняемому и использовалось им при совершении таких преступлений как управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость; нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами; управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость, то есть при совершении преступлений, предусмотренных статьями 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ, автомобиль обвиняемого изымается и обращается в собственность государства.
С 23 марта 2023 года граждане могут пройти профессиональное обучение или получить дополнительное образование для дальнейшего трудоустройства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
В рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в целях реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, граждане, обратившиеся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, смогут пройти бесплатное профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование для дальнейшего трудоустройства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2023 № 385 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения в 2023 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», и вступили в законную силу 23 марта 2023 года.
Желающим пройти бесплатное обучение необходимо обратиться в центр занятости для заключения ученического договора с соответствующим предприятием оборонно-промышленного комплекса из перечня, определенного министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Работники предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также граждане, обратившиеся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключившие ученический договор с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, желающие принять участие в дополнительном мероприятии по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, могут принять в нем участие, если они не являлись участниками мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 г. № 369 «О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
Коррупционное преступление - это умышленное деяние должностного лица с использованием своих служебных полномочий (либо отступление от своих служебных обязанностей), совершаемое из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступление от его прямых прав и обязанностей;
3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
4) совершение преступления только с прямым умыслом.
Ответственность за взяточничество (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) и иные коррупционные преступления (в частности, предусмотренные ст.ст.159, 160, 184, 200.5, 204, 204.1, 204.2, 292, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации) зависит от категории преступления, наличия тех или иных квалифицирующих признаков, смягчающих и отягчающих обстоятельств, дальнейшего поведения и позиции лица, совершившего преступление (правонарушение).
Так, за совершение мелкой взятки предусмотрены наказания от штрафа в размере до 200 000 рублей до лишения свободы на срок 1 год, в то время как, например, за получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие) в особо крупном размере с вымогательством взятки может быть назначено наказание, начиная от штрафа в размере 5 000 000 рублей вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.
При наличии условий, указанных в ч. 3 ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновному в совершении коррупционного преступления лицу назначается дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в данной сфере лицо может быть лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Такой вид наказания может быть назначен независимо от того, предусмотрен ли он санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного.
Кроме того, за деяния, обладающие признаками коррупции, предусмотрена конфискация имущества на основании положений ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с примечаниями к ст.ст. 291, 291.1, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее указанные преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», освобождение от уголовной ответственности за совершение указанных преступлений возможно при выполнении двух обязательных условий: добровольного сообщения о совершенном преступлении и активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.
Государственной Думой принят закон, направленный на адаптацию осужденных и снижение повторной преступности
По статистике, в среднем в России более 40% освободившихся из мест лишения свободы лиц вновь совершают преступления. В 2022 году в Хабаровском крае из 9 240 человек, совершивших преступления, 68,4% ранее привлекались к уголовной ответственности. До последнего времени в стране мероприятия по социализации освободившихся лиц планировались и осуществлялись на уровне регионов, тогда как у некоторых наших ближайших соседей, например, в Казахстане, Узбекистане, Грузии имеются отдельные законы о пробации.
2 февраля текущего года Президентом России подписан Федеральный закон № 10 «О пробации», который вступит в силу 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений, начинающих действовать на год позже. В целом само слово «пробация» имеет английские корни и дословно переводится как «стажировка», «испытание». Однако российский закон направлен больше на адаптацию осужденных и устанавливает единые принципы организации работы по осуществлению контроля реабилитации соответствующих категорий лиц путем создания единой системы пробации.
Согласно ст. 5 закона, пробация представляет собой совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц. Законом предусмотрено 3 вида пробации: исполнительная, пенитенциарная и постпенитенциарная.
Первый вид пробации применяется к лицам, которые подвергнуты наказанию, не связанному с изоляцией от общества (за исключением осужденных к штрафу как основному наказанию, и принудительным работам), и иным мерам уголовно-правового характера. К примеру, это условно осужденные лица, осужденные, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, условно-досрочно освобожденные и прочие.
Второй вид пробации – пенитенциарный. Применяется в отношении осужденных к наказаниям в виде принудительных работ или лишения свободы в учреждениях, исполняющих данное наказание, и направлен на исправление осужденных, а также на подготовку осужденных к освобождению из указанных учреждений. Осуществляется по следующим основным направлениям: проведение социальной и воспитательной работы, оказание психологической помощи, принятие мер по реабилитации и подготовке к освобождению из учреждений, исполняющих наказания, содействие в получении социальной помощи, трудовом и бытовом устройстве.
Постпенитенциарная пробация реализуется в отношении лиц, освободившихся из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данный вид пробации ориентирован на уже освободившихся граждан. Основными направлениями деятельности здесь являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация.
Под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых в целях реинтеграции в общество освобожденных лиц или лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера.
Мероприятия социальной адаптации осуществляются в целях оказания лицам, в отношении которых применяется пробация, содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи в целях стимулирования законопослушного поведения.
Социальная реабилитация направлена на формирование у данной категории лиц новой системы установок, норм, ценностей и навыков социального поведения, сохранения и повышения социального статуса. Эта деятельность предусматривает оказание содействия в укреплении связей с родственниками, лицами, оказывающими положительное влияние на поведение осужденных, трудовыми коллективами и образовательными организациями. При необходимости возможно оказание помощи в розыске родственников и иных лиц.
Исполнительная и постпенитенциарная пробация применяется не ко всем осужденным, а только к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, то есть в обстоятельствах, ухудшающих условия жизнедеятельности этих лиц, и последствия которых они не могут преодолеть самостоятельно. Лица, нуждающиеся в пробации, должны обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию с соответствующим заявлением.
Планируется, что основным инструментом пробации будет индивидуальная программа, представляющая собой документ, разработанный учреждением уголовно-исполнительной системы (для пенитенциарной пробации) или уголовно-исполнительной инспекцией (для исполнительной и постпенитенциарной пробации), в котором закрепляется перечень мероприятий, проводимых в отношении соответствующего осужденного. Виды мероприятий, включаемых в индивидуальную программу, перечислены в ст. 32 Федерального закона «О пробации».
Индивидуальная программа разрабатывается на основе оценки индивидуальной нуждаемости осужденного, факторов и условий, характеризующих его трудную жизненную ситуацию. При подготовке программы учитываются предложения самого гражданина, обратившегося за помощью.
В ходе пенитенциарной пробации учреждения, исполняющие наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, обязаны осуществлять проведение социальной и воспитательной работы с осужденными, оказание психологической помощи осужденным, содействие в восстановлении и укреплении социальных связей осужденных. В срок не позднее девяти месяцев до истечения срока наказания учреждение обязано начать подготовку осужденного к освобождению, в том числе формирование индивидуальной программы в случае принятия решения о целесообразности оказания содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации; содействие в трудовом и бытовом устройстве. Конкретные мероприятия по социальной помощи и содействию в трудовом и бытовом устройстве перечислены в ч. 6 ст. 16 Федерального закона «О пробации».
Новым законом предусмотрено создание центров пробации, которыми должна оказываться помощь лицам, в отношении которых применяется постпенитенциарная пробация, в том числе в предоставлении временного места пребывания. Такие центры могут создаваться религиозными, организациями и общественными объединениями, социально ориентированными некоммерческими организациями. Правила организации деятельности центров пробации должны быть утверждены в отдельных нормативных актах.
Необходимо отметить, что согласно новому закону, пробация носит добровольный характер, то есть это не вид наказания и не новая мера уголовно-правового характера, а форма поддержки лицам, попавшим в уголовно-исполнительную систему.
Предложение вакансий работнику при сокращении – обязанность, а не право работодателя
Статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Согласно статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан предложить работнику при увольнении по вышеуказанным обстоятельствам другую имеющуюся работу или вакантную должность.
В силу требований части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российский Федерации увольнение работника в рассматриваемом случае допускается, если невозможно перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу. В данное понятие входит не только вакантная должность, соответствующая квалификации работника, но и вакантная нижестоящая или нижеоплачиваемая должность, которую последний может выполнять с учетом его состояния здоровья. Также работодатель может предложить имеющуюся вакантную должность работнику и в иной местности в случае, если это предусмотрено трудовым, коллективным договором или соглашениями.
Работодателем должны быть предложены все имеющиеся в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работника, так и образовавшиеся в период с начала проведения организационно-штатных мероприятий и до даты самого увольнения. Имеющиеся вакантные должности работодатель обязан предложить всем сокращаемым работникам в целях соблюдения основного принципа трудовых отношений, закреплённого в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, – равенства прав и возможностей работников.
В случае, если несколько работников претендуют на одну вакантную должность, данный вопрос решается с соблюдением положений статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации о преимущественном праве.
Таким образом, предлагать имеющиеся вакантные должности при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников – это обязанность, а не право работодателя, которая должна быть соблюдена в отношении каждого работника.
Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности влечет признание судом увольнения работника незаконным в случае возникновения спора о законности процедуры.
По смыслу пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» студентом является лицо, осваивающее образовательные программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета или магистратуры.
К числу основных прав обучающихся, в соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 34 Закона № 273-ФЗ, относится возможность совмещения получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, закреплены главой 26 Трудового кодекса Российской Федерации.
В частности, работникам, проходящим обучение по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные (учебные) отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Успешное освоение образовательных программ предполагает отсутствие у студента академической задолженности за период, предшествующий итоговой аттестации.
Количество дней отпуска варьируется в зависимости от уровня получаемого образования, курса, на котором учится студент, а также вида проходимой аттестации.
Так, для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсе бакалавриата, магистратуры или специалитета предоставляется учебный отпуск продолжительностью 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов – 50 календарных дней, а для прохождения государственной итоговой аттестации – до 4 месяцев в зависимости от учебного плана осваиваемой студентом образовательной программы высшего образования.
Для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсе студенту, осваивающему образовательную программу среднего образования, предоставляется учебный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – 40 календарных дней, а для прохождения государственной итоговой аттестации – до 2 месяцев в зависимости от учебного плана осваиваемой студентом образовательной программы высшего образования.
Как указано выше, учебный отпуск в описываемых случаях предоставляется с сохранением среднего заработка, исчисляемого в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922.
В частности, для расчёта среднего заработка учитываются все установленные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К ним, помимо установленной заработной платы, относятся гонорар работников средств массовой информации, оплата труда преподавателя за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки, надбавки за классность, профессиональное мастерство, выслугу лет (стаж работы), работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также премии и вознаграждения.
Учету также подлежат выплаты, связанные с особыми условиями труда, обусловленными районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочной работы.
Кроме того, работодатель обязан предоставить работнику, совмещающему трудовую деятельность с получением образования, отпуск без сохранения заработной платы для прохождения вступительных испытаний (продолжительностью 15 календарных дней для программ высшего образования, 10 календарных дней для студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования), для прохождения подготовительных курсов в образовательной организации высшего образования – 15 календарных дней, а также для прохождения промежуточной аттестации по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет) очной формы обучения - 15 календарных дней, программе среднего профессионального образования – 10 календарных дней, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов – до 4 месяцев (для среднего профессионального образования до 2 месяцев), для сдачи итоговых государственных экзаменов по программам высшего образования - 1 месяц.
Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, специалитета или 2магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.
Обучающимся без академической задолженности по программам среднего профессионального образования по заочной форме обучения работникам один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения образовательной организации и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.
При этом законодателем не ограничено право работника на выбор вида транспорта, на котором он осуществит проезд к месту нахождения образовательной организации.
Помимо этого, работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы среднего профессионального образования, бакалавриата, специалитета или магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения, на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Локальными правовыми актами работодателя, коллективным договором или трудовым договором могут устанавливаться дополнительные гарантии прав работников, совмещающих получение образования с осуществлением трудовой деятельности, в том числе для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, бакалавриата, магистратуры и специалитета, не имеющим государственную аккредитацию.
Непредоставление работнику, совмещающему работу с получением образования, установленных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в зависимости от характера и степени общественной опасности влечет за собой административную или уголовную ответственность работодателя по статьям 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также является основанием для взыскания морального вреда.
Порядок доступа к общедомовым коммунальным сетям
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В соответствии с п.п. «в» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), исполнитель коммунальной услуги обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено положениями п. 20 Правил.
Исполнитель вправе требовать допуска в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг по мере необходимости в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, а для ликвидации аварий - в любое время (п.п. «б» п. 32 Правил)
Внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества, что предусмотрено п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Пункт 11 Правил раскрывает понятие содержания общего имущества многоквартирного дома, включающего в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества установленным требованиям; текущий ремонт, который проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
Согласно п. 2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий.
Таким образом, законом предусмотрен определенный порядок, согласно которому обслуживающая организация вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для выполнения необходимых ремонтных работ стояков водоотведения и отопления, которые относятся к общедомовому имуществу.
Учитывая изложенное, граждане – собственники жилых помещений не вправе самостоятельно требовать доступа в жилые помещения иных жильцов многоквартирного дома, в том числе под предлогом выполнения работ по ремонту инженерных систем дома. Таким правом обладают только специализированные организации, т.е. управляющие компании, товарищества собственников жилья, исполнители коммунальных услуг.
О некоторых особенностях рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и местного самоуправления
Вопрос. Могут ли сведения, указанные заявителем в обращении, быть доступны для других граждан?
Ответ: При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Вопрос. Кто имеет право подписывать ответ на обращение заявителя?
Ответ: Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо иным уполномоченным на то лицом.
Вопрос. В какой форме дается ответ на обращение заявителю?
Ответ: Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Вопрос. Рассматриваются ли анонимные обращения?
Ответ: Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Вопрос: Подлежат ли возвращению гражданину документы, прилагаемые к обращению в органы государственной власти и местного самоуправления?
Ответ: Документы и материалы, направленные заявителем в органы государственной власти и местного самоуправления с обращением, в обязательном порядке возвращаются заявителю. Не подлежат возврату документы и материалы, направленные заявителем в электронном виде.
Участие прокурора в гражданском процессе.
Прокурор в гражданском процессе является представителем государства, от имени которого осуществляется надзор за исполнением законов. Для этого он наделен законодателем определенными полномочиями.
Существует два основания участия прокурора в гражданском процессе – это обязательное участие в силу закона и участие по собственной инициативе.
Так, в одном случае прокурор обращается в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, по делам, рассматриваемым в порядке особого производства. В таком случае, прокурор, как правило, осуществляет реагирование на уже выявленное нарушение закона. При этом, прокурор может вступать в уже начатый процесс для реагирования на любые нарушения или принятие мер с целью их предупреждения.
В прокуратуру города поступает множество обращений, в которых граждане просят прокурора принять участие в рассмотрении того или иного гражданского дела, которое уже находится в производстве суда. Кроме того, зачастую при обращении в суд граждане указывают прокурора в качестве третьего лица непосредственно в заявлении, либо ходатайствуют о привлечении его к участию в деле в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, основания для участия в гражданском деле прокурора определены законом и не зависят от усмотрения суда или от желания участвующих в деле лиц.
Таким законом является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а именно – ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Участие прокурора обязательно в гражданских делах: о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст. 70, 72, 73 Семейного кодекса Российской Федерации); об усыновлении и отмене усыновления (ст. 125, 140 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 273 ГПК РФ); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).
Кроме того, полномочия реализуются путем подачи апелляционных представлений и представлений на акты судов первой инстанции, кассационных и надзорных представлений, на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных постановлений Президиума ВС РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
Реализуя перечисленные основания для участия в гражданском процессе, прокурор осуществляет возложенные на него функции, в частности по соблюдению законодательства при рассмотрении и разрешении судами гражданских дел.
Принят закон, смягчающий уголовную ответственность за налоговые преступления
Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предусмотрено, что уплата в полном объеме сумм штрафа, недоимки и пеней по налогам теперь являются дополнительными основаниями для прекращения или отказа в возбуждении уголовного дела по таким преступлениям.
Также снижены максимальные сроки наказания в виде лишения свободы с шести до пяти лет за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате организацией (статья 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (статья 199.2 УК РФ) и с четырех до трех лет за уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (статья 199.4 УК РФ).
Изменение максимального предела наказания по таким деяниям повлекло уменьшение срока, в течение которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, то есть привело к снижению сроков давности привлечения.
Минпросвещения России разработаны рекомендации по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
Рекомендации подготовлены совместно с АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды».
Признаки вовлечения в деструктивные сообщества, которые должны привлечь внимание родителей:
1. Если ребенок изменил внешний вид и/или стиль в одежде (например, преимущественно черной одежды с изображением паука и цифрой внутри);
2. Если ребенок на своей странице в социальных сетях проявляет активность: выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «как круто быть с вами» и т.п.; заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан».
Внимание родителей также должен привлечь факт удаления ребенком из подписок в социальных сетях родителей и других родственников, установления дополнительных ограничений доступа к своему профилю.
Рекомендации по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и противоправные действия:
1. Для того, чтобы вовремя обнаружить признаки вовлеченности ребенка
в деструктивное сообщество, рекомендуется стать ему другом в социальных сетях и проявлять интерес к его активности в сетевом пространстве.
2. При обнаружении признаков вовлеченности в деструктивное сообщество стоит узнать мнение ребенка о происходящем, быть внимательным к его словам, проявить уважение и терпение к его размышлениям и выбору.
3. Объяснить, какой опасности себя подвергает ребенок в этот момент.
4. Поговорить с ребенком доверительно, выразить понимание, поделиться своими переживаниями в его возрасте.
5. Принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней.
6. Рекомендуется провести проверку на наличие у ребенка любых видов оружия, колющих и режущих предметов, взрывоопасных веществ; усилить меры безопасности по отношению к подобным предметам.
7. Обратиться за помощью к психологу или воспользоваться телефоном доверия для детей, подростков, их родителей.
Важные нововведения по вопросам призыва
Федеральным законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и иные законодательные акты по вопросам призыва.
Изменения предполагают цифровизацию системы воинского учёта, нововведения коснулись, в том числе, порядка оповещения. Согласно закону повестки военнообязанным будут направляться в письменной форме и дублироваться в электронной форме. Электронная повестка будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина на соответствующем информационном ресурсе, в информационной системе. Кроме того, оповещение о повестке будет направляться гражданину в личный кабинет на портале госуслуг. Если повестка не вручена в письменной или электронной форме, она считается врученной по истечении семи дней с даты её размещения в реестре повесток.
Определено, что гражданам, подлежащим призыву на военную службу и получившим повестку военного комиссариата, со дня, когда такая повестка считается врученной, в качестве временной меры, направленной на обеспечение их явки по повестке, запрещается выезд из Российской Федерации. Неявка без уважительной причины гражданина, состоящего на воинском учете, по врученной повестке по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, влечет применение в отношении такого гражданина временных мер, направленных на обеспечение его явки, в виде:
а) запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
б) запрета на постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
в) приостановки на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
г) ограничения на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами, предоставленным Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
д) запрета на государственную регистрацию транспортных средств, осуществляемую в порядке, установленном Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
е) отказа в заключении кредитного договора, договора займа.
Решения о принятии всех перечисленных ограничительных мер формируются в государственной информационной системе "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" (Реестр воинского учета) и направляются гражданину в личный кабинет на портале госуслуг.
Расширен перечень категорий граждан, которые могут получить статус ветерана (инвалида) боевых действий
Федеральным законом от 28.04.2023 № 148-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
В соответствии с данными изменениями статус ветерана боевых действий могут получить:
- лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года;
- лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.
Данные категории граждан могут быть признаны инвалидами боевых действий, если они получили ранения, контузии, увечья или заболевания в результате выполнения указанных боевых задач.
Нововведения относительно кредитных каникул для мобилизованных
Федеральным законом от 28.04.2023 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 07.10.2022 № 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Напомним, что последним предусмотрена возможность для заемщика в течение времени действия кредитного договора, но не позднее 31 декабря 2023 года обратиться к кредитору с требованием о приостановлении исполнения обязательств по договору на льготный период.
Нововведениями предусмотрено, что в таком случае приостанавливаются обязательства, как самого заемщика, так и всех лиц, участвующих в обязательстве на стороне заемщика.
О поддержке студентов, лишившихся возможности обучаться в вузах недружественных стран
Обучавшиеся в недружественных странах и безосновательно отчисленные из иностранных университетов российские студенты, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2023 № 528, смогут бесплатно продолжить учебу в российских вузах.
Вступительные испытания будут проходить в упрощенном порядке, который определит сам вуз. Курс, на который может быть зачислен студент, будет определяться также вузом индивидуально и с учетом его достижений.
Студенты смогут обучаться как на бюджетных местах, так и по договорам о платных образовательных услугах, стоимость которых будет полностью компенсироваться за счет вуза.
Принятое постановление также предусматривает особенности приема в российские вузы абитуриентов из Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, который предусматривает поступление в вузы без вступительных испытаний, если абитуриенты являются победителями и призерами:
- IV этапа всеукраинских ученических олимпиад;
- республиканской олимпиады школьников;
- членами сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Таким же правом обладают победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Постановление вступило в законную силу 10.04.2023.
Урегулированы вопросы признания участников СВО безвестно отсутствующими или умершими
Федеральным законом от 14.04.2023 № 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что если в течение шести месяцев в месте жительства участника специальной военной операции нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан безвестно отсутствующим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Если участник СВО пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, и в течение шести месяцев с момента возникновения таких обстоятельств в месте жительства этого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Если участник СВО был признан судом безвестно отсутствующим и с момента вступления в законную силу решения суда о признании этого гражданина безвестно отсутствующим прошло три месяца, этот гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц объявлен умершим в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Изменения в Правилах противопожарного режима
С 1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года № 1885 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».
С указанной даты запрещено хранить вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов, не только под лестничными маршами, но и под лестничными площадками. На замок должны быть закрыты двери чердачных помещений, технических этажей, подполий и подвалов, в которых по условиям технологии не предусмотрено постоянное пребывание людей.
Введена новая норма, согласно которой в комнатах квартир и жилых домов, не подлежащих защите системой пожарной сигнализации и (или) системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, должны быть установлены и находиться в исправном состоянии автономные дымовые пожарные извещатели. Это 2 касается домов, где проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении.
Изменениями конкретизирован запрет на применение пиротехнических изделий. Указанные изделия, в том числе хлопушки и бенгальские свечи, соответствующие I классу опасности, запрещено использовать в зданиях и сооружениях любого функционального назначения, в том числе на кровлях (покрытиях), балконах, лоджиях и выступающих частях фасадов зданий и сооружений. Исключение - применение специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий технического назначения и устройств, создающих огневые эффекты, для которых разработан комплекс дополнительных инженерно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.